Для Вас, родители!

I. ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ»

1. Развивать способности – это не просто
Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Иначе говоря, выделить наиболее существенные характеристики изменений в психике ребенка. Характеристики – это единицы, определяющие основные направления психического развития ребенка.
В программе такой характеристикой-единицей выступает развитие способностей ребенка. Л.А. Венгер считал способности ориентировочными действиями, которые образуются и проявляются тогда, когда ребенок использует существующие в культуре средства. В дошкольном детстве эти средства носят образный характер и представляют собой эталоны, схемы, модели, символы.
О.М.Дьяченко предложила разделить способности на две большие группы. Деление это условно, но эффективно с точки зрения разграничения средств, используемых детьми при решении задач разных классов.
Первая группа – способности к познанию действительности, позволяющие ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, вычленить существенные для решения задачи наглядные, объективные связи между предметами, т.е. обобщить свой познавательный опыт. Например, ребенок использует план комнаты для того, чтобы найти определенный предмет в помещении, или применяет схему для постройки из предложенных деталей (кубиков, элементов Лего, киндеров и т.д.).
Вторая группа – способности, позволяющие ребенку передать отношение к действительности с помощью обозначения символическими средствами смысла ситуации. Эти средства дают возможность дошкольнику обобщить и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Например, в игре ребенок часто воспроизводит радость, гнев, огорчение, удовольствие с помощью символики, заключенной в мимике, жесте, возгласе и т.п. Средствами живописи (композиция, цвет, размер, форма) дошкольник передает свое отношение к изображаемому персонажу или событию.
Специальные развивающие задачи по освоению различных видов средств предлагаются ребенку в разделах программы в контексте дошкольных видов деятельности (игра, рисование, конструирование и т.д.). В теории деятельности (А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов) особое значение придается ведущей деятельности, которой в дошкольном детстве является игра. В ней ребенком «проживаются» определенные ситуации, соединяется его эмоциональный и познавательный опыт.
Большое внимание в программе уделено развитию собственно познавательной деятельности ребенка и его творческих способностей.
Один из выдающихся отечественных психологов – А.В.Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение (акселерация), а обогащение (амплификация) детского развития. Амплификация в первую очередь предполагает развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребенка.
Основным условием развития личности детей является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.
Развивающие занятия активизируют сотрудничество детей друг с другом. Занятия построены таким образом, что предусматривают взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий).
Большое внимание уделяется детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения.
И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие воспитателя с детьми носят характер диалога и активного сотрудничества.
Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.
Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.
В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий (по природе, математике и ориентировке в пространстве). Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр – ребята помогают кукле расставить мебель в кукольной комнате, рисуют планы спальни, отмечают на них спрятанные клады или, наоборот, ищут их.
В старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды (грамота и логика). Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий (дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д.). Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями – с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) ребята узнают о простейших логических операциях.
Кроме этих основных разделов в программе есть дополнительные (режиссерская игра, художественное конструирование, выразительное движение). Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.
В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре.
Существует бол ее сложный вариант программы -«Развитие* («Одаренный ребенок»-), направленный на работу с умственно одаренными детьми 5-7 лет (старшая и подготовительная группы детского сада). При этом одаренность детей дошкольного возраста характеризуется высоким уровнем овладения детскими видами деятельности, познавательной активности, развития умственных способностей. Эти способности характерны именно для дошкольного детства. Они проявляются в основном в области образных форм познания – наглядно-образного мышления и воображения.
Программа «Одаренный ребенок» включает в себя следующие виды занятий: ознакомление с пространством, логическими отношениями, художественной литературой, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, грамота, конструирование, подготовка к игре, ознакомление с природой и элементарными физическими явлениями, изобразительным искусством.
2. С чего начинается образование

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
ИГРА
Программа «Развитие» уделяет большое место игре, которая так важна для полноценной жизни дошкольника «здесь и теперь» и для его будущего, поскольку она вносит немалый вклад в его умственное и социальное развитие.
Специальный раздел программы («Развитие игровой деятельности») предусматривает совместную игру взрослого с детьми, в процессе которой ребенок овладевает азами игровой деятельности, а затем и более сложными и разнообразными ее формами (сюжетной игрой, игрой с правилами).
Приобретенные в совместной деятельности со взрослым способы игровой деятельности создадут основу для свободной самостоятельной игры ребенка, помогут ему легко занять себя, развертывая разнообразные воображаемые игровые ситуации, позволят обогатить и творчески реализовать свои замыслы; ребенок научится вступать в содержательное общение со сверстниками (которое в дошкольном возрасте основывается на игре), контролировать свои непосредственные желания, подчиняясь игровым правилам.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный конструктор – большая редкость в наборе детских игрушек. Конструктивная деятельность, несомненно, важна в общем умственном развитии ребенка, поскольку способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования. Конструирование развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы.
Сначала ваши дети научатся правильно складывать кубики, создавая устойчивые и ровные постройки; учитывать форму различных элементов строительного материала (кубиков); понимать, что в зависимости от того, для чего или кого они строят, их сооружение будет выглядеть совершенно по-разному. Потом постепенно они научатся «читать» планы построек (сначала в одной плоскости, а позднее – в трех), что позволит им более четко ориентироваться в реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое главное – создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои замыслы в материале. Более того, они поймут и символическую сторону конструктивной деятельности (воплощение которой можно найти в различных стилях архитектуры), поэтому замок Золушки у них будет «добрым, веселым», а избушка Бабы Яги, конечно, «злой»; такое понимание обогатит их фантазию и будет способствовать развитию творческих способностей.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ 


Чем для малыша является художественная литература? Это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.

Занятия по развитию речи и ознакомлению с детской художественной литературой проходят два раза в неделю. На этих занятиях воспитатель читает детям стихи, сказки и рассказы, а ребята внимательно слушают, рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Если в сказке или стихотворении встречается незнакомое слово, педагог объясняет его значение. Особое внимание уделяется также знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими средствами художественной выразительности. Отвечая на вопросы взрослого, описывая картинки или игрушки, участвуя в разыгрывании сказок, ребенок использует те средства, с которыми его познакомил взрослый.
Занятия по художественной литературе начинаются уже в младшей группе и продолжаются в средней, старшей и подготовительной. Взрослея, малыши учатся не только разучивать стихотворения и отгадывать загадки, но и пересказывать сказки. Маленькому ребенку очень трудно выделить в сказке самое главное (персонажей и их действия), поэтому педагоги помогают детям, используя особые средства – кружки и квадраты разных цветов и размеров, которые выступают заместителями реальных персонажей. К концу занятий в подготовительной группе ребята уже могут рассказать сказку и без опоры на наглядные средства.
Особым направлением работы является развитие творческих способностей детей. Даже 3 — 4-летние малыши пытаются фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребята могут придумать свою, оригинальную сказку или историю на заданную тему.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 


Всем родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо рисовал. Глядя на первые «каляки-маляки» малыша (почти всегда ребенок объясняет, что он изобразил: «это машина» или «это собачка» и пр.), взрослые пытаются научить его рисовать и, прежде всего, дают свой образец, т.е. рисуют собачку, машинку и т.д., ожидая, что ребенок изобразит хотя бы что-то похожее.

В этом случае взрослые часто наталкиваются на отказ: «Я так не умею». Повторение такого рода «занятий» часто приводит к полному отрицанию ребенком этого вида деятельности: «Я не умею рисовать!»
Как помочь ребенку в его стремлении изобразить на листе бумаги окружающую действительность, яркий, волнующий воображение ребенка мир?
По мнению авторов программы, прежде всего надо учить дошкольников понимать язык изобразительного искусства, выразительными средствами которого являются цвет, линия, цветовой и тональный ритмы (это как бы буквы и слоги), и использовать выразительные средства этого языка для создания композиции.
Глобальная художественная задача, которую необходимо решить с детьми, – соединение предметного рисунка с цветовой организацией листа – на первых порах раскладывается на две составляющие. С одной стороны, идет работа с цветом, создание на листе гармоничного пространства беспредметного изображения, с другой – освоение предметного рисунка.
При этом технические задачи (заполнение листа, смешение красок, изображение какого-либо предмета) обязательно включаются в творческую задачу, требующую передачи эмоционального состояния ребенка (например, «Золотая осень», «Пушистый котенок»), построения художественно-выразительного образа.
В создании того или иного художественного образа ребенок идет от эмоционального восприятия объекта, от цветового пятна, которое постепенно прорабатывается, совершенствуется, детализируется.
Впоследствии все больше внимания уделяется передаче основных отношений и характеристик предмета (особенности формы, специфические признаки, относительные размеры и функции и т.д.), а также отношений в мире людей, между человеком и окружающим его миром, отношений между предметами (двухфигурные композиции, предметно-сюжетный рисунок).
Все это дает ребенку возможность в дальнейшем создавать сложные многофигурные композиции, передающие его эмоциональное отношение, состояние, настроение и впечатление.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВОМ 


Представьте, что вы находитесь на улице незнакомого вам города. У вас в руках карта этого города, и вы пытаетесь найти ту улицу, на которой находитесь. Для многих такая задача оказывается затруднительной. Некоторым людям бывает сложно изобразить план собственной квартиры, не говоря уже о поэтажных планах или о планах местности. Недостаточное развитие пространственной ориентировки обнаруживает себя не только таким непосредственным образом. В начальной и средней школе дети, которые неважно ориентируются в пространстве, испытывают трудности в математике, географии, черчении и физике.

А в программе «Развитие» обучение детей прочтению и изображению планов разных пространственных ситуаций начинается с 4-летнего возраста, т. е. именно тогда, когда дошкольники, по свидетельству психофизиологических исследований, оказываются наиболее восприимчивы к такого рода обучению. К 7 годам дети не только умеют изображать план комнаты, участка для прогулок, небольшой местности, но и с успехом «читают» карты своего района, города; с увлечением играют в «топографов», находя по планам местоположение «кладов», «сюрпризов» на участке, на улице и т. д.
Развитие способности к ориентировке в пространстве облегчает усвоение многих школьных предметов, а в дальнейшем дает возможность проявить свои творческие способности в разных областях (рисование, компьютерная графика, архитектура, дизайн и т. д.)
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ
Влияние природы на развитие ребенка огромно. С удивительным, бесконечным и постоянно меняющимся миром природы ваш малыш начинает знакомиться с первых лет жизни. Его привлекают шум дождя, шорох листьев, яркая бабочка, вспорхнувшая с душистого цветка, забавный пушистый котенок и перламутровые рыбки в аквариуме, переливающиеся всеми цветами радуги. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Мир живой и неживой природы манит красотой, яркостью красок, разнообразием и необъяснимой таинственностью. Приобщаясь к нему, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором основываются его дальнейшие знания, развиваются умственные способности и творчество.
Малыш становится старше, достигая к 4 — 5 годам возраста «почемучек». Одновременно с растущими возможностями к познанию окружающего у него возникает множество вопросов, далеко не всегда правильно разрешаемых самостоятельно: почему улетают птицы, опадают листья? Может ли после лета наступить весна? Опираясь на любознательность детей, взрослый помогает им понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, знакомит с нормами и правилами поведения по отношению к животным и растениям. До 5-летнего возраста дети знакомятся с природой ближайшего окружения и начинают осознавать первые простые закономерности: сменяемость времен года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона.
Представления старших дошкольников о природе не исчерпываются явлениями и объектами ближайшего окружения. Из книг и фильмов дети узнают о необычных растениях и животных, обитающих в разных уголках Земли, о древнем ее облике. Возникают новые вопросы: где живут колибри? Почему сейчас нет динозавров? Когда на Земле появились первые люди? Программа для детей 5-7 лет отвечает на эти и многие другие вопросы, знакомя с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле.
Познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательнее относиться к ней. Так в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Направленная работа по ознакомлению с природой в детском саду не только закладывает у дошкольников основы последующего успешного освоения таких школьных предметов, как природоведение, география, биология, но и воспитывает экологически грамотного, мыслящего человека, который и во взрослой жизни будет осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
О ГРАМОТЕ
Когда ребенок идет в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить его читать и писать?
Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. Кроме того, установлен факт – 7-летний ребенок труднее овладевает чтением, чем 6-летний.

Что же такое чтение?
Это первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку. Парадокс состоит в том, что сначала первоклассника учат читать и писать, а затем его начинают знакомить с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научиться проводить звуковой анализ слов, т.е. назвать по порядку звуки, из которых они состоят.
Оказывается, что в определенном возрасте («от двух до пяти») детям чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим детским интересом можно воспользоваться и ввести ребенка, «погрузить», в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к 6 годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв: «м» и «а» – будет «ма»… Ребенок овладевает чтением тогда, когда испытывает к этому процессу особую тягу, интерес.
При этом дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки нашей речи, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, строят слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. Но чтение не самоцель. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, закладывается фундамент будущей грамотности человека.
Обучение рассчитано на период с 4 до 7 лет и выстроено с максимальным учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и избирательной восприимчивости к овладению знаниями по грамоте: так, дети 4-5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет в большой степени увлекаются знаковой системой, изучают ее и читают.
В школу наши воспитанники приходят не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.
В области обучения ребенка письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. Для детей 3-4 лет мы рекомендуем произвольные упражнения для рук и пальцев, где ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке, образцу и овладевает ими, учится управлять своими руками и пальцами. Это еще подготовительный этап. Дети 5-6 лет учатся восприятию в рабочей строке различных предметных образов, приближенных к конфигурации букв, и написанию печатных букв. При письме особенно важно не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки. Все обучение проходит в увлекательной игровой форме и образном контексте понятных ребенку ситуаций.
МАТЕМАТИКА 


Большинство взрослых, интересующихся развитием своего ребенка, стараются помочь ему сделать первые шаги в математике.

Не являясь специалистами в области дошкольного воспитания, они стремятся сразу научить ребенка считать и решать задачи.
Но с этого ли надо начинать?
В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д.
Именно поэтому, по мнению авторов программы, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения, когда младший дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.
Использование наглядных моделей различных типов (модель из двух групп фишек, расположенных по принципу взаимно-однозначного соответствия, детские счеты из двух линий косточек, модель в виде пересекающихся кругов или овалов, модель «логического дерева» и др.) поможет ребенку впоследствии получить полноценное представление о числе, о соседних числах, о переходе от одного числа к другому, о числовом ряде, о составе чисел от 3 до 10, облегчит осмысление и решение арифметических задач.
Такой путь математического развития ребенка, с одной стороны, даст возможность сделать представления детей обобщенными (использовать их для решения широкого круга задач), с другой, научит выделять существенные для каждой познавательной задачи признаки, выполнять необходимые умственные действия, т.е. разовьет их умственные способности.
ЛОГИКА
Нередко родители дошкольника недоумевают, почему их ребенок не справляется с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках будет картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше яблок. В подобных случаях они основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них только начинают появляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых.
При решении логических задач необходимо выявлять и учитывать существенные, скрытые от восприятия признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Так, определить, какой транспорт более быстрый: самолет, автомобиль или велосипед, можно, сравнивая их по скорости передвижения – признаку, скрытому от непосредственного восприятия. По существенным, ненаглядным признакам корова, кошка и коза входят в группу домашних животных, а жираф – нет. Эти сложные отношения становятся понятны дошкольникам и доступны для анализа, если они представлены в наглядной форме. Приобретаемые способы мыслительной деятельности позволяют детям анализировать предметы и явления, выделять в них существенное, последовательно рассуждать и делать выводы, систематизировать приобретенный опыт и знания.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.


ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым и в настоящем, и в будущем. Подразумевается, что счастливый ребенок – это физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Но при этом забывается одно очень важное качество, тот маленький ключик, без которого невозможно открыть «заветную дверцу». Речь идет о способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, а это включает умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими, облекая в социально приемлемые формы; выражать их так, чтобы быть понятым окружающими правильно. В овладении этими умениями большая роль отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди (осознанно или неосознанно) выражают свои эмоции. Эти движения составляют своеобразный (невербальный) язык общения.
Начать такое развитие – в плане целенаправленного обучения языку выразительных движений – возможно в дошкольном детстве, если вести специальные занятия по разделу «Выразительное движение». На этих занятиях ребенку предлагают развивающие игровые задания, близкие к театрализации. В результате у него развивается способность к эмоционально-пластическому самовыражению, перевоплощению в игровой образ, его движения становятся более свободными и раскованными, пластичными и выразительными, он учится играть театральные спектакли (вместе с другими детьми) и даже самостоятельно придумывать и показывать небольшие сюжетные сценки и пластические этюды, у него развиваются творческие способности, продуктивное воображение. В русле этой работы у ребенка совершенно естественно развивается способность быть открытым и чутким, доброжелательным, понимать чувства и эмоции других людей, искренне выражать собственные переживания. Все это способствует нормализации и гармонизации общения ребенка с окружающими в повседневной жизни, что, несомненно, пригодится ему и в настоящем, и в будущем.


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Желание малыша рисовать, лепить, конструировать, делать аппликации объясняется его интересом ко всему окружающему и удовольствием от самостоятельной работы. Но если мы хотим развивать конструирование как изобразительную деятельность, то этого недостаточно. Необходимо научить малыша строить (конструировать) изображение.

Процесс построения изображения сложен, поэтому взрослый должен помочь ребенку овладеть основными изобразительными средствами. Художественное конструирование позволяет дошкольнику не только освоить основные изобразительные и выразительные средства, но и решать изобразительные и выразительные задачи.
Художественное конструирование – конструирование из плоских элементов конструктора (разнообразных по форме, размеру, цвету геометрических фигур, имеющих четкую геометрическую форму квадрата, треугольника, четырехугольника и др. и скрепляющихся с помощью ворсистой поверхности ткани) – является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с сюжетной игрой, рисованием, апплицированием, но не приравнивается к ним.
Конструирование изображения происходит путем соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов.
Занятия по обучению детей (3-7 лет) художественному конструированию включают в себя развитие познавательных и творческих (развитие восприятия, мышления, воображения), художественных и конструктивных способностей детей.
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА 


Игра – основа психического развития и творчества дошкольников. Каждый из существующих видов игр – сюжетно-ролевая, дидактическая, игра с правилами, режиссерская и т.д. – имеет свою, специфическую роль в развитии детей. Наша программа по развитию режиссерской игры и игры по сюжетам сказок направлена на максимальное использование ее развивающей функции. Специфика режиссерской игры состоит в том, что ребенок одновременно делает как бы двойную работу. Он последовательно исполняет роль каждого персонажа сказки и одновременно с этим находится над всеми ролями, осуществляя еще и другую работу: он, как режиссер, управляет движением сюжета, развертывает сказочное событие.

Разыгрывая сказки, дети примеривают к себе важное личностное качество – инициативность. Они учатся отличать мир представлений, воображения и фантазии от окружающей реальности.
В режиссерских играх развиваются общие способы познавательной действительности: дети учатся смотреть на окружающий мир не только со своей, но и с другой точки зрения (разыгрываемого персонажа). Одновременно с этим они способны занимать позицию над различными точками зрения, видеть всю ситуацию целиком. На шестом и седьмом году жизни режиссерская игра переходит в театрализованную деятельность, показ кукольных спектаклей.


3. Мы готовимся к школе 

Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители идут по пути поиска усложненного программного содержания, наличия так называемых специальных предметов: раннего чтения и математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растет информационное поле знаний, умений и навыков. И очень часто это обучение не приносит желаемых результатов, так как ребенок, имея достаточный (иногда избыточный) объем знаний, не владеет способами их применения на практике, в школе. Запас знаний очень быстро кончается, и часто ребенок перестает хотеть учиться, так как ему становится неинтересно заниматься деятельностью, приводящей к неудачам.

Другие родители считают, что все «сделает школа» (научит всему, чему надо), а в дошкольном возрасте не стоит перегружать ребенка, главное – чтобы рос здоровым и крепким. Физическое воспитание и психологический комфорт, безусловно, являются основополагающими для любой образовательной программы (в том числе и для программы «Развитие»). Но как же все-таки подготовить ребенка к школе, чтобы он не растерялся в новых условиях, хотел учиться и учился, был бы успешным в достижении своих целей?
Если посмотреть несколько шире на проблему подготовки ребенка к школе, то скорее всего ее надо понимать как формирование его активной жизненной позиции, освоение средств и способов познания окружающего мира. Разница между дошкольником и младшим школьником заключается в том, что школьник начинает осознанно учиться, чтобы получать новые знания, чтобы развиваться, ребенок-дошкольник овладевает всем в специфических, свойственных только ему деятельностях и формах обучения: игре, продуктивных деятельностях (конструирование, лепка, аппликация, изобразительная, экспериментирование и др.) – с помощью наглядно-образных средств.
Чем же характеризуется переход от дошкольного к начальному школьному образованию? Прежде всего, это сохранение и дальнейшее развитие того лучшего, что накоплено, усвоено в дошкольном детстве: развитие познавательных и творческих способностей; наглядно образное видение окружающего мира; продуктивность детских видов деятельности; восприимчивость дошкольников ко многим педагогическим воздействиям; отзывчивость, сопереживание и многое другое, что составляет, по словам замечательного детского психолога А.В.Запорожца, «золотой фонд личности» человека.
Дети, занимавшиеся по программе «Развитие», в результате проведенной с ними работы к концу дошкольного возраста обладают рядом достижений, необходимых для успешного обучения в школе. Они осваивают конструктивные умения, включая ориентировку в географических схемах, учатся понимать функциональное назначение отдельных деталей; овладевают изобразительной деятельностью, пространственными отношениями, умением пересказывать литературное произведение, структурируя его содержание, и сочинять собственные истории, тонко чувствовать природу и выделять общие закономерности и взаимозависимости природных факторов; ориентировкой в логических отношениях, пониманием некоторых математических отношений (образование числа, числового ряда, устанавливание взаимно-однозначных соответствий, сравнивание чисел, работа с числовой осью, смена точки отсчета, решение задач и др.). Пользуясь условными изображениями, дети учатся понимать отвлеченные отношения между словами в предложении, между звуками или буквами в словах, усваивают некоторые закономерности русского языка и грамматические правила. Дети играют, распределяя роли, общаясь со сверстниками и взрослыми.
Естественно, что все перечисленное не исчерпывает возможностей программы, но совершенно очевидно закладывает общий фундамент полноценного развития будущего человека и потому готовит ребенка к любой школьной программе и обеспечивает успешность в обучении, не устанавливая тесных рамок. Вместе с тем вышеуказанные инновационные направления в образовании ребенка имеют перспективное и приоритетное значение для начального этапа в школе развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.


II. КТО РАБОТАЕТ С ДЕТЬМИ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ»
1. Педагог у нас особый
Всех, кто впервые знакомится с программой «Развитие», прежде всего интересует вопрос, рассчитана она на обычные дошкольные учреждения или адресована особым детским садам (лицеям, прогимназиям и т.д.).
Имея уже достаточный опыт работы с дошкольными работниками различных регионов России, мы с полной уверенностью можем говорить о возможности работы по этой программе любого обычного дошкольного учреждения.
Каждый ли воспитатель сможет работать по этой программе?
Полноценное овладение программой «Развитие» воспитателя предполагает ясное понимание всего сложного комплекса психолого-педагогических оснований образовательной работы по этой программе. Именно поэтому Учебным центром им. Л.А. Венгера организованы специальные курсы для методистов и воспитателей, обучение на которых является необходимым условием подготовки воспитателя для работы по программе.
В течение недели слушатели не просто знакомятся с программой, они вживаются в нее, принимают (или не принимают) все те ключевые понятия, на которых основывается концепция развития ребенка; осваивают особый подход к взаимодействию воспитателя с детьми и детей друг с другом.
Работа на курсах построена таким образом, что каждый раздел программы освещается его авторами. Рассказывая о своем разделе и методике работы, они вместе с аудиторией вновь проживают ту интереснейшую исследовательскую работу, результатом которой явился раздел. Лекции сопровождаются показом видеофильма, в котором представлены занятия по разделам программы «Развитие». Просмотр фильма дает возможность не только увидеть методику работы, но и познакомиться с новыми формами проведения занятий, для которых характерен стиль сотрудничества детей друг с другом и с воспитателем.
Слушатели курсов получают пакет методических документов (программы и планы занятий по всем разделам), позволяющие организовать образовательную работу в детском саду, четко следуя логике построения программы.
Как правило, дошкольные учреждения, воспитатели в которых прошли обучение на курсах и начали работу по программе «Развитие», не теряют связи с Учебным центром им. Л.А. Венгера. Нам звонят, присылают письма. В процессе освоения программы, безусловно, возникает масса вопросов, на которые не всегда можно ответить по телефону или в письме. Для налаживания обратной связи организуются выезды сотрудников Центра в различные регионы с целью консультирования и чтения обзорных лекций. Кроме того, Центром выпускается большое количество методической литературы в помощь воспитателям, работающим по программе «Развитие».
2. Без психолога не обойтись
Программа «Развитие» адресована, прежде всего, тем дошкольным учреждениям, которые уделяют особое внимание умственному развитию своих питомцев. Обычно в таких садах помимо других специалистов (логопед, художник, тренер по физкультуре) работает и психолог. Это не случайно, ведь программа направлена на развитие способностей ребенка, а психология определяет закономерности этого процесса, отвечая на вопросы «почему?» и «как?».
Работа психолога в любом дошкольном учреждении включает в себя различные аспекты. В нее входят диагностика и коррекция особенностей интеллектуального и личностного развития детей, психологическое просвещение педагогов, лекции для родителей и др. Однако если детский сад работает по программе «Развитие», то у психолога появляется дополнительная функция – активное участие в реализации программы.
При этом он выполняет свою, особую роль, не подменяя методиста. Методист помогает осуществлять общий ход программы, разрабатывает конкретные игровые и обучающие приемы, проводит педагогическую диагностику, а у психолога – свои задачи.
Во-первых, психолог оказывает большую помощь воспитателю, осуществляя диагностическую работу. Воспитатель, занимаясь конкретным ребенком, всегда может сказать, что этот ребенок умеет делать, а что нет, какие трудности он испытывает. Но очень часто не выясненным остается вопрос: а почему с одной и той же задачей (например, построить домик из кубиков) Маша справляется легко, а Витя ошибается, путает детали? Вот тут на помощь приходит психолог, выясняя, какие именно психические особенности ребенка не позволяют ему выполнить задание, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию (дать задачу в другой форме, изменить материал, ввести игровой момент и т.д.).
Особое место в детском саду, использующем программу «Развитие», занимает коррекционная работа. Так как коррекционные возможности самой программы велики, во многих случаях ребенку необходима не специальная работа с психологом, а более интенсивные занятия по отдельным разделам программы. На основании рекомендаций психолога такую работу проводит воспитатель. Но ведь существуют дети, нуждающиеся в собственно психологической помощи, – ее, естественно, осуществляет психолог по индивидуальной для каждого ребенка программе, необходимым элементом которой выступает работа с его родителями.
В целом психологическое просвещение родителей является одной из важных функций психолога в образовательном учреждении. В детском саду, работающем по программе «Развитие», тесная взаимосвязь с родителями имеет особое значение. Ведь для маленького ребенка очень важно, как родители относятся к его занятиям. Программа направлена на развитие детей, а не на возможно более раннее достижение конкретных результатов. Так, например, дети учатся читать и считать не в младшем, а в старшем дошкольном возрасте; на занятиях изобразительной деятельностью главное внимание уделяется умению передать свое эмоциональное состояние, а не сугубо техническим приемам и т.п. Поэтому одна из задач психолога – объяснить родителям логику развития, значение сензитивных периодов, познакомить с возрастными особенностями дошкольника. Такая работа является важным условием успешной реализации программы «Развитие».
Психологическое просвещение необходимо не только родителям, но и воспитателям. Ведь программа глубоко психологична, ее структура соответствует внутренней логике развития ребенка. Не случайно для работы по программе воспитатель проходит специальное обучение, получая необходимую педагогическую и психологическую подготовку. Однако во время самой работы обычно возникают вопросы, ответы на которые воспитателю помогает найти не только методист, но и психолог. Таким образом, во многих детских садах в адаптации программы «Развитие» к конкретным условиям дошкольного учреждения принимает участие психолог.
V. КНИГИ И ПОСОБИЯ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Диагностическая программа состоит из 7 методик, 6 из которых являются оригинальными авторскими разработками, и позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению.
Программа позволяет
  • выяснить эмотивационную готовность к школе, а также особенности обучаемости ребенка;
  • определить развитие ребенка в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах;
  • использовать на протяжении многих лет один и тот же стимульный материал, не требующий размножения;
  • определить проблемы в развитии детей начиная с 5,5 лет для дальнейшей работы с ними в группе развития по специальной развивающей методике, описанной в книге Н.И. Гуткиной  »Психологическая готовность к школе» (М., 1993, 1996; СПб., 2004).
Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Р.М.Бардина, А.И.Булычева, О.М.ДьяченкоТ.В.Лаврентьева, В.В.Холмовская
Предлагаемое пособие содержит описание методов диагностики уровня умственного развития детей от 5 до 6 лет в ходе группового обследования. В нем представлены основные показатели этого развития, результаты экспериментальной проверки методик и их стандартизации. В приложении даны диагностические материалы и оценочные шкалы в «сырых» и стандартных очках. Пособие является практическим материалом по организации и проведению группового диагностического обследования детей от 5 до 6 лет. Результаты обследования могут быть использованы в педагогических целях. Предназначено для специалистов в области детской психологии и педагогики.

Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычевой
Предлагаемое пособие содержит характеристику умственной одаренности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и описание методов, направленных на ее выявление. В нем даются рекомендации по проведению диагностических обследований, приводится подробное описание диагностических методик.
Пособие адресовано специалистам в области детской психологии и педагогики.


ЛИТЕРАТУРА ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Под ред. О.М.Дьяченко
В пособии, авторами которого являются О.М. Дьяченко, А.И. Булычева, И.А. Бурлакова, Н.С. Варенцова, Н.С. Денисенкова, Е.К. Ягловская, рассматриваются различные вопросы развития умственно одаренных дошкольников в процессе образовательной работы с ними. Это такие вопросы, как структурные особенности умственной одаренности, особенности взаимоотношений умственно одаренных детей, специфика развития их в семье. Большое внимание в пособии уделено вопросам организации образовательной работы с умственно одаренными детьми, подготовки их к школе.
Для специалистов в области психологии, педагогики, студентов, практических работников.

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова
Предлагается новый подход в организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений; раскрывается общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства, а именно приемы формирования у детей игрового действия (2-3 года), ролевого поведения (3-5 лет), способов творческого сюжетосложения (5 — 7 лет).
Для практических работников дошкольных учреждений, студентов дошкольных отделений педагогических училищ, колледжей, вузов.

Авторы: А.И. Булычева, И.А. Бурлакова, Н.С. Варенцова, Е.В. Горшкова, Н.С. Денисенкова, О.М. Дьяченко,Т.В. ЛаврентьеваИ.В. Маврина, Л.Н. Павлова, Е.Л. Пороцкая, Г.В. Урадовских, Л.И. ЭлькониноваЕ.К. Ягловская
Основная цель книги – помочь воспитателю расширить и углубить знания о дошкольниках и предложить конкретные способы психолого-педагогической оценки каждого ребенка. В книге приводится «карта развития», позволяющая всесторонне отслеживать развитие ребенка в любой возрастной группе детского сада.
Для воспитателей, практических психологов дошкольных учреждений, студентов психолого-педагогических факультетов.

Книга посвящена проблемам развития воображения в дошкольном детстве. В ней приводятся данные по возрастной динамике развития воображения, определяются пути активизации воображения дошкольника, рассматриваются индивидуальные особенности в развитии воображения, связанные с особенностями личности ребенка.
В книге приводится обзор литературы по проблемам развития воображения и творчества ребенка; дается детальное описание экспериментальных диагностических методик, направленных на определение уровня развития воображения; излагается ход развивающих занятий, направленных на развитие творческих способностей дошкольника. В приложениях даются материалы по диагностике воображения, а также комплекс развивающих игр для детей всех дошкольных возрастов.
Настоящее издание представляет собой как учебное пособие по проблемам развития воображения, так и практическое руководство по развитию детского воображения. Оно адресовано широкому кругу читателей: специалистам-психологам, студентам, воспитателям и другим практическим работникам детских дошкольных учреждений.
Педагогическая диагностика по программе — «Развитие» 

Под ред. О.М.Дьяченко
Данное пособие содержит в себе рекомендации и материалы, дающие возможность воспитателям, работающим по программе «Развитие», определять продвижение детей в освоении данной программы. Пособие ориентирует воспитателя на анализ характера овладения программным материалом как отдельными детьми, так и группой в целом.
В пособии по каждому разделу программы содержится два типа диагностических заданий. Задания первого типа направлены на определение уровня овладения детьми основными способами решения развивающих задач, предусмотренных программой. Задания второго типа направлены на определение у детей уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям для прохождения материала по каждому разделу.

Диагностические задания включены в планы занятий по каждому разделу.
Педагогическая диагностика по программе «Развитие» 

Под ред. О.М.Дьяченко
Данное пособие является непосредственным продолжением выпуска рекомендаций и материалов к проведению педагогической диагностики для детей младшего школьного возраста (М., 1995). Данный материал можно рассматривать как вторую часть диагностики, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста.

Под ред. О.М. Дьяченко.
В программе определены основные направления работы с детьми младшего дошкольного возраста (4-й год жизни) по развитию умственных и творческих способностей. Книга адресована заведующим, методистам, воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.

Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: « ГНОМ-ПРЕСС»,1999.-72 с
В программе определены основные направления работы с детьми среднего дошкольного возраста (5-й год жизни) по развитию умственных и творческих способностей. Книга адресована заведующим, методистам, воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.

Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство Гном и Д», 2000-96 с.
В программе определены основные направления работы с детьми сстаршего дошкольного возраста (б-с год жизни) по развитию умственных и творческих способностей. Книга адресована заведующим, методистам, воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.














СТИХИ про весну
http://www.stihi-rus.ru/deti/vesna.htm
Времена года в поэзии
Короткие стихи о весне

Стихи про зиму  для детей
Вот некоторые стихи про зиму для детей и стихи на Новый год. Конечно, их существует великое множество, но думаю, стоит отдать предпочтение простым, и с детства знакомым нам стихам классиков. На этих стихах росли мы сами, а когда их начинают рассказывать наши детки - это особо трогательные моменты нашей жизни!

С. Маршак

стихи на новый годВ декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по ёлке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажёг
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонёк.
Год прошёл, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют - двенадцать раз.

Поет зима (С. Есенин)

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Береза (С. Есенин)

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Зима (А. Фет)

Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.

Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.

Снежинка (К. Бальмонт)

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Кот и снег (А. Фет)

Кот поёт, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
"Полно тут тебе валяться, -
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".
Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поёт;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.

Мороз (А. Фет)

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"

Белые стихи (С. Михалков)

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник, только дворник
Говорит: - Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас - беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!

Зима (Ф. Тютчев)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой

Под утро (В. Орлов)

Вечер тихий и морозный,
Только снега нет и нет.
За окном включили звёзды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла.
Дом притих и замолчал.
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал.
А под утро в серебристой,
В белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моём лежал окне.

Зима-портниха (А. Островский)

В лесную чащу тихо
Вошла зима-портниха.
Березки очень рады:
— Спасибо за наряды!
Пушистые и белые
Зима наряды сделала
И для лесов, и для полей -
Пускай им будет потеплей!
Деревьям всем в лесочке,
Зима дала платочки,
А в шубки их одела -
Сама повеселела!

Разукрасилась зима... (М. Пожаров)

Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!

Зима (Л. Воронкова)

Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем да как крикнем:
- Здравствуй, Дедушка Мороз!
Нам кататься, веселиться!
Санки легкие - в разбег!
Кто промчится, будто птица
Кто свернется прямо в снег.
Снег пушистый мягче ваты,
Отряхнемся, побежим.
Мы - веселые ребята,
От мороза - не дрожим.

Зима (Е. Благинина)

Зима негаданно-нежданно
Пришла на черные поля.
Еще вчера была туманна
Дождем одетая земля.
Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли...
И вдруг метели налетели
И сколько снега намели!
И тени медленно ложатся
На сад, на кровли, на скамью,
Снежинки вьются и кружатся
И рвутся в комнату мою.
Они летят, легки и ломки
И ослепительнее звезд,
Как будто в синие потемки
Дрожащий перекинут мост.

Зима (Алексей Крылов)

Kлён качает головой:
— Дайте рукавицы!
— Поздравляем вас с зимой! —
Свистнули синицы.

Белый двор, белый сад,
Белые дорожки.
И под крышами висят
Синие сережки.

Солнце глянуло в лицо —
Чуть не ослепило!
Ночью вьюга на крыльцо
Плакать приходила.

А сорока у ворот
Распускает слухи,
Что летят к нам в огород
Голубые мухи!

Только сплетнице такой
Мы уже не верим.
На дворе мороз большой —
Закрывайте двери.

Санки просятся гулять,
Заскрипели лыжи.
И в печурку лезет спать
Наш котенок рыжий.

Он - на санках не ездок
И на лыжах не ходок.
Только лапки греет.
Это он умеет!

Как получилась зима (А. Крылов)

Шел по улице Мешок,
А в Мешке лежал пушок,
Под пушком - на дне Мешка -
Пуд зубного поpошка.
Шел Мешок и песню пел:
"Поpошок мой - бел, как мел.
А пушок, что я несу,
Может таять на носу.
Пусть кpугом замеpзли лужи -
Hе боюсь я зимней стужи.
Если я pассыплю пух -
Засвеpкает все вокpуг".
Так Мешок себе шагал,
А куда - и сам не знал:
Вдpуг тут ветеp налетел
И сеpдито засвистел:
— Ты куда идешь, Мешок?
Ты отдай-ка мне пушок.
Развяжи свою завязку —
Расскажу тебе я сказку.
Я летаю выше кpыш,
От меня не убежишь!
Развязался Мешок
И pассыпал поpошок.
Полетело из Мешка
Много белого пушка
И на землю, и на дом,
Hа беpезку под окном,
Hа афишу и на кpышу,
А потом - на дядю Мишу:
Дядя Миша санки взял,
Hас на улицу позвал -
Снег на улице лежал!

Осторожный снег (В. Степанов)

Полночный снег,
Он не спешит.
Он медленно идет,
Но знает снег,
Что все равно
Он где-то упадет.
И чем он медленней
Шагал,
Чем осторожней был,
Тем мягче в темноту
Упал
И нас-
Не разбудил.

Ёлочка (О.Высотская)

Ни  листочка , ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки, и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.

Снежинки (А. Мельников)

Летают снежинки,
Почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку-
Пушистую льдинку -
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо
Хрустальная льдинка...
На тёплой ладони
Осталась слезинка.

Э. Булгакова

Если ветер злющий кружит,
Застеклились за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам ЗИМА.

Новая шубка  (Г.Новицкая)

В лес примчался
Первый снег.
Попросился
Но ночлег...
Перепуганный
Не в шутку,
Примерять стал
Зайчик шубку!
Без иголки,
Без портного
Шубка новая готова!
Вот такие замечательные стихи про зиму для детей!

Самые упорные, кто дочитал стихи до самого конца, могут посмотреть прекрасный мультфильм про забавного медвежонка Умку!
мультфильм
ЛЕТО






Летом игры для детей становятся намного подвижнее и разнообразнее. Еще бы! Ведь на улице светит солнышко, пахнет свежей зеленью и так приятно побегать голыми пяточками по траве...

Где лучше всего играть с ребенком летом? Конечно же, на берегу речки или озера, на даче или в лесу. Однако с играми для детей летом следует быть особенно осторожными, чтобы приятное времяпрепровождение не обернулось трагедией.
Множество опасностей подстерегает ребенка на пляже. Совсем еще малыши могут бояться воды и будут тихонечко возиться с песком на берегу, а вот ребята постарше купаться очень и очень любят. Поэтому родителям очень важно следить за тем, чтобы купающийся ребенок не переохладился. Кроме того, необходимо следить, чтобы ребенок не снял свой головной убор, иначе он может получить солнечный удар.
В какие игры для детей сыграть на пляже? Несомненный лидер детских игр на пляже – возведение песчаных башенок из куличиков (пасочек). Не только двух-трехлетние малыши будут увлечены этим занятием, даже школьники могут потягаться в соревновании: чья башня выше и красивее. Возведение песчаных башен и скульптур не только помогает скоротать время, но и развить фантазию и творческие навыки у ребенка.
Не менее популярная игра для детей летом – это игра с надувным мячом. Малышу понравится, ведь мячик так весело попрыгивает. Игры с мячом помогают тренировать координацию движений ребенка, развивают ловкость и реакцию.
Еще одна хорошая развивающая игра для детей – игра в «подковки». В песок следует воткнуть шест, которым может служить и обычная палка. Пластмассовые кольца или подковы необходимо набрасывать на шест с расстояния в 5-6 шагов (или больше, в зависимости от возраста). Победителем объявляется игрок, забросивший наибольшее количество колец.
На пляже есть много свободного места, поэтому можно поиграть с ребенком, например, в американский футбол. Эту игру особенно любят мальчики. Для игры понадобится специальный мяч продолговатой формы.
Находясь в лесу, ребенок может узнать много нового и интересного. Что это за птичка так поет? Как называется этот жучок? Что это за красивый цветочек? Здесь родителям очень важно следить, чтобы ребенок делал только безопасные открытия: не брал ничего в рот, не трогал пчел и шмелей и т.д.
Лес – прекрасное место для развития различных навыков у ребенка. Детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно учить основам ориентирования на местности, выживания в условиях леса. Также можно предложить ребенку собрать шишки, желуди, растения для гербария – все это пригодится для различных поделок.
Игры для детей в лесу следует проводить осторожно: в порыве азарта ребенок может убежать из поля зрения родителей и потеряться.
В черте города тоже можно найти интересные игры и занятия для детей. Игры с мячом, обручем, скакалкой, езда на велосипеде, рисование мелками – для каждого ребенка найдется занятие по душе. А пускание мыльных пузырей? В эту забаву интересно поиграть не только детям, но и взрослым!
Игры для детей летом – веселые и подвижные. Можно от души побегать, попрыгать, покричать и потопать – никто не будет ругать или наказывать. 
Так пусть же это лето станет незабываемой порой и надолго 
оставит яркий след в памяти ребенка!


Игры летом для детейИгры летом для детей
















С 4 февраля по 8 февраля неделя "МОЯ СЕМЬЯ"

Домашнее задание для родителей на неделю :  

с детьми 1,5  до 3 лет.


- приучать ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться: при небольшой помощи взрослого  снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);
- изготовление фотоальбомов с семейными фотографиями (по видам деятельности: мама готовит обед,, стирает,  папа ремонтирует , ведет машину и т.д.);
- чтение и разучивание стихов о маме, семье;
- почитать ребенку Н. Саконская «Моя мама», Е. Благинина «Мамин день», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»;
- рассмотреть альбомы с фотографиями ребенка формировать представления ребенка о себе и своем социальном статусе;
- беседы, разговоры о любви родителей к своему ребенку.
С детьми 3 - 4 года

- создание безопасных условий для жизнедеятельности ребенка дома;
- приучать детей  к способам безопасного поведения на улице (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора);
- стимулировать желание включаться в совместную деятельность с разными членами семьи. Продумывать совместные посещения театров, парков и т.д. в выходные дни;
- беседовать с ребенком на темы: «Папа, мама, я - дружная семья", "Лучшая семья  - моя", "Семья - здоровый образ жизни";
- привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых поручений;
- почитать с ребенком дома: «Волк и семеро козлят», «Три медведя», стихи А. Барто: «Младший брат», «Две сестры глядят на брата», «Его семья», «Две бабушки», «У папы экзамен», «Мама уходит на работу».
С детьми 4- 5 лет

- приобщать детей к способам безопасного поведения при использовании бытовых приборов дома, при переходе улицы, при перемещении в лифте, автомобиле;
- почитать с ребенком дома: «Кукушка» (ненецкая сказка), стихи: С.Чёрный «Когда никого нет дома», А.Майков «Внучка», А.Усачев «Паповоз», рассказы: Д.Эдвардс «В театре», «Шалунья», «Сестричка», М.Зощенко «Показательный ребёнок», Э.Успенский «Разгром»;
- проектная деятельность «Я – житель Южного Урала» (создание генеалогического дерева);
- проект «Семейный маршрут по памятным местам города» (экскурсия по любимым местам в городе);
- изготовление экспонатов для выставки «Моя мамочка и я»;
- рассмотреть с ребёнком фотографии родителей в детстве;
- закрепить за ребенком выполнение поручений по дому;

С детьми 5-6 лет

- вместе с детьми посетить бассейн, катание на лыжах, коньках;
- рассматривание семейных альбомов, газет «Мы любим спорт»;
- предложить детям придумать новую подвижную игру и поиграть вместе с детьми;
- познакомить ребенка со своей работой;
- составить генеалогическое древо;
- закрепить за ребенком постоянные обязанности по дому;
- привлекать к посильному участию в подготовке к семейным праздникам;
- рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают;
- почитать с ребенком дома: Д.Габе «Мама», «Работа», «Моя семья», Е.Пермяк «Для чего руки нужны», К.Ушинский «Сила не права», Л.Толстой «Котёнок», Я. Тайц «По грибы», Д.Лукич  «Четыре девочки» Р.Рождественский «Алёшкины мысли», Р.Миннуллин «Ох, уж эти взрослые» и др., помочь ребенку в понимании текста;
- обеспечить освоение способов безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле).
С детьми 6-7 лет

- экскурсия вместе с детьми «Дворцы спорта, стадионы  нашего города»;
- катание на лыжах, коньках;
- составить совместно с детьми коллаж «Режим дня в моей семье»;
- рассматривание семейных фотоальбомов  - развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»;
- продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? и т.д.); обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком;
- вместе с ребенком нарисовать план своей квартиры (дома) и отметить на нем наиболее опасные места.
- добиваться осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора, не ходить по проезжей части и не играть вблизи дороги, не играть с огнем, в отсутствие взрослых не пользоваться электроприборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы);
- научить в случае необходимости набрать телефонный номер службы спасения;
- беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела, о пользе продуктов питания и наличии в них полезных веществ и витаминов;
- почитать: «Снегурочка», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», В. Осеева «Почему?», Б. Заходер «Никто», В. Берестов «Читалочка», Ю. Яковлев «Мама», У. Раджаб «Как пройти к отцу», Я. Сегель «Как я был мамой», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», Б. Емельянов «Рассказы о маме» и др.;
- сочинение загадок о членах семьи.





С 21 января по 1 февраля неделя "ЭТИКЕТ"
Домашнее задание для родителей :  

с детьми 1,5  до 3 лет.

- формировать умение с небольшой помощью взрослого мыть руки, показать правила безопасности при умывании (горячая вода), стимулировать и поощрять стремление детей в закреплении правил этикета в игровых ситуациях; широко применять элементарные этические нормы: «приветствие», «благодарность», «прощание», стимулировать и поощрять стремление детей в закреплении правил этикета,
- понаблюдать с ребенком за поведением взрослых за столом во время еды;
- привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых поручений;
- почитать с ребенком дома Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина «Веселый этикет»; Г.Шалаева «Домашний этикет»; И.Агапова. М.Давыдова «Игры и задания для Чудо-воспитания»-этикет для детей.
- познакомиться с правилами поведения в детском саду для обсуждения их с ребенком дома.


С детьми младшей группы 3 - 4 года.


- закрепление умения пользоваться мылом, правильно вытирать руки, чистить зубы по утрам и после еды;
- проведение с детьми в домашних условиях закаливающих процедур и утренней гимнастики, регулярных прогулок на свежем воздухе с целью совершенствования привычки к здоровьесберегающему поведению;
- изготовление странички в групповую кулинарную книгу «Любимое блюдо моего ребенка или нашей семьи»
- привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых поручений;
- почитать с ребенком дома: М. Газиев «Утром», Р. Сеф «Мыло», учить правильно называть процесс ухода за своим телом, предметы, необходимые для его осуществления;
- прочитать стихотворение К.И. Чуковского «Мойдодыр» (посмотреть мультфильм) и побеседовать о значении гигиенических навыков для здоровья
С детьми 4- 5 лет

- привлекать ребенка к выполнению простых трудовых поручений;
- почитать с ребенком дома: М. Дружинина «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьев «Добрый день!», С. Маршак «Ежели вы вежливы», С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает», И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»;
- обсудить с ребенком правила поведения в детском саду, на улице, в общественных местах;
- подготовить альбом «Как я помогаю»;
- составить и пополнять «Словарик вежливых слов».
С детьми 5-6 лет

- привлекать ребенка к выполнению трудовых поручений
- почитать с ребенком дома: В. Осеева «Волшебное слово», В. Драгунский «Тайное становится явным», помочь ребенку в понимании текста;
- посетить с ребенком детское кафе, понаблюдать за поведением детей и взрослых;
- стимулировать и поощрять стремление детей в закреплении правил этикета в игровых ситуациях
- расширять и уточнять представления детей о правилах безопасного и этичного поведения в общественных местах
С детьми 6-7 лет

- привлекать ребенка к выполнению трудовых поручений
- побеседовать с  ребенком о поведенческих правилах, от которых зависит его личное самочувствие и общение со сверстниками и взрослыми;
- во время прогулок с ребенком обращать внимание на то, как ведут себя люди в общественных местах: верно или неверно они поступают;
- поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами;
- посетить театр, музей, библиотеку;
- почитать рассказы: Н. Носов «На горке», «Фантазеры», В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Ежели вы вежливы», И. Пивоварова «Был ослик очень вежливый».
- поиграть в игры «Попроси вежливо», «Добрые слова»;
- расширять и уточнять представления детей о правилах безопасного и этичного поведения в общественных местах.



C 9  января по 18 января неделя "В гостях у сказки"

Домашнее задание для родителей на неделю:  
с детьми 1,5  до 3 лет.


- почитать детям сказку «Колобок», можно послушать аудиозапись;
- поиграть с детьми в игры; имитационные движения «как бежит лисичка, как мишка ходит» и т.п.;
- рассматривание иллюстраций сказок;
- с помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами безопасного для ребенка поведения;
- почитать детям русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», называть героев сказки;
- разыграть с ребенком небольшой спектакль по любой прочитанной сказке;
- лепка из соленого теста Колобка, повторять сказки по вопросам взрослого;
- поиграть в  игру: «Соберем Машу на прогулку», учить ребёнка снимать, одевать расстёгивать одёжду;
- послушать дома с детьми  музыкальные сказки. 

С детьми младшей группы 3 - 4 года.


- посетить с ребенком представление любого детского театра;
- экскурсия с детьми в зимний лес, парк, игры, развлечения, зимние забавы для детей;
- чтение литературных произведений, в которых сказочные персонажи трудятся: «Мальчик- с – пальчик», «Крошечка-Хаврошечка» и др.;
- поиграть в пальчиковую игру «Сказка про зайку»;
- посмотреть старые мультипликационные сказки, послушать и обсудить с ребенком аудиосказки;
- рассмотреть  и обсудить с детьми иллюстрации к сказкам;
- сделать вместе с ребенком пальчиковый театр из бросового материала (бумажных пакетов, рукавиц, пустых пузырьков из-под шампуня, лоскутков ткани, и т.д.);
-нарисовать с ребенком полюбившихся героев;
- совместно с ребенком подобрать материал к выставке «Моя любимая сказка».
С детьми 4- 5 лет

- с помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами безопасного для ребенка  поведения;
- почитать с ребенком дома: «Про Иванушку-дурачка», «Война грибов с ягодами», «Жихарка», Зимовье», «Лиса и козел», «Лиса-лапотница», «Привередница», «Петушок и бобовое зернышко», «Три поросенка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка», «К Чуковский «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» и др.;
- закрепление навыков самомассажа;
- изготовление самодельной книги «Рисунки- сказки»;
- поощрять стремления ребенка описывать понравившиеся предметы и игрушки; пересказывать понравившиеся сказки, произведения (фильмы и мультфильмы);
- инсценировать с ребенком сказку в домашних условиях;
- сочинить свою волшебную сказку с ребенком;
- посетить театральное представление любого детского театра города;
- нарисовать любимого сказочного героя;
- экскурсия с детьми в зимний лес, парк, игры, развлечения с детьми, например, «Угадай, чьи следы на снегу?».
С детьми 5-6 лет

- посмотреть с ребенком мультфильм по сказке С. Маршака «12 месяцев»;
- понаблюдать с ребенком на экскурсии в зоопарке  за повадками оленя;
- прогуляться по снежному городку на главной площади города и обратить внимание на катающихся людей  с ледяной горы;
- экскурсия с детьми в зимний лес, парк, игры, катание на лыжах, коньках; развлечения с детьми, например, «Угадай, чьи следы на снегу?»;
- предложить детям создать проект «Зимний снежный городок для героев сказок»;
- экскурсия в городской краеведческий музей (совместно с родителями) – развивать интерес к истории своего города, края, знать достопримечательности; воспитывать чувство любви к своему городу, его традициям;
- нарисовать свою любимую сказку, сказочного героя;
- придумать концовку сказки «Колобок» и зарисовать;
- по возможности, посетить библиотеку;
- побеседовать с ребенком о том, чему может научить нас сказка;
- посетить сказочное представление любого детского театра города;
- создать и оформить книжку – малышку на тему: «Приключения в Мятном королевстве»;
- учить узнавать фигурки сказочных героев на площадях и в парках города;
- закрепить правила безопасного поведения в ледяном городке.



С 17 декабря по 29 декабря неделя "Новогодний калейдоскоп"
Домашнее задание для родителей на неделю:  
с детьми 1,5  до 3 лет.
- прослушать  аудиозаписи с песнями и сказками о Новом годе;
- рассмотреть елку на улице, украшенную елку дома;
- подготовить материал для тематической выставки  поделок «Папа, мама, я – творческая семья».
 - посетить выставку детских работ  для родителей в старшей группе;
- рассмотреть вместе с ребенком  новогодние игрушки.
- поиграть в игру «Подскажи  словечко» по стихотворению  К Чуковского «Елка»;
- посетить выставку с ребенком в группе совместных поделок родитель-ребенок «Волшебный новогодний шар на елочку»;
- разучить стихотворение о елке;
- пополнить домашнюю фонотеку детскими новогодними песнями;
- изготовить атрибуты для новогоднего утренника совместно с ребенком;
- подготовить вместе с детьми материал для изготовления масок: крупные бусины, красивые перья, мишура;
- прогуляться по снежному городку на главной  площади города, понаблюдать  с ребенком за ледяным домом снегурочки;
С детьми младшей группы 3 - 4 года.
- прогуляться с детьми по территории детского сада и обратить внимание на оформление участков к новому году.
- подготовить украшение для группы к празднику.
- понаблюдать вместе с ребенком за одеждой прохожих: закреплять представления о зимнем  гардеробе.
- рассмотреть дома елку, новогодние украшения (назови цвет, форму, из каких частей состоит, сосчитай  и т.д.)
- выучить стихотворение: А. Барто «Тихо, тихо снег идет»
- подготовить новогодний костюм для ребенка;
- рассказать о Дед Морозе, Снегурочке.
- посетить ледовый городок, рассмотреть ледяные скульптуры.
- прочитать детям русско-народную сказку «Снегурочка»;
- совершить экскурсию в магазин ёлочных украшений: познакомить с предметным содержанием окружающего рукотворного мира.
- пополнить домашнюю фонотеку праздничными новогодними песнями и музыкальными произведениями.
С детьми 4- 5 лет
- подготовить карнавальный костюм при активном участии детей;
- выучить стихотворения: З. Александровой «Елочка», И. Сурикова «Белый снег, пушистый…».
- поиграть в игру с математическим содержание «Возле елки новогодней», «Угадай, чего не стало» (ориентировка в пространстве, развитие памяти, внимания, счет).
- посетить вместе с ребенком на ярмарку новогодних игрушек: расширять представления детей о целях и способах трудовой деятельности.
- сделать поделку для участия в конкурсе «Новогодние чудеса».
- поиграть в разрезные картинки;
- посетить снежный городок, рассмотреть ледяные фигуры снежного городка;
- подготовить материал для фотогазеты «Зимний отдых».
- понаблюдать с детьми за тем, как идёт снег. Как изменяется форма снежинок в зависимости о погоды.
- почитать детям стихотворение Дед Мороз» М. Клоковой, «Новый год» Н. Найденовой.
- составить карту полезных продуктов зимой: закреплять представления о полезных свойствах продуктов;
С детьми 5-6 лет
- выучить стихотворение: К.Бальмонта «Снежинка».
- подготовиться к открытому занятию с участием родителей «Угощение для новогоднего стола». (составить меню, подобрать аксессуары для сервировки).
- понаблюдать с ребенком за застыванием цветной воды  в формочке  -цветные льдинки (украшение для елки на участке).
- понаблюдать подготовку города к встрече Нового года.
- построить с ребенком Сказочный замок для Деда Мороза из конструктора или геометрической мозаики.
- изготовить поделку для участия в конкурсе «Новогодние чудеса»
-  совершить экскурсию в магазин елочных игрушек
- прочитать стихи: Е. Благинина «Елка», К. Чуковский «Елка», Д. Хармс «Дворник – Дед Мороз».
- прочитать новогодние истории.
- побеседовать о празднике «Новый год» как о семейном празднике, пробуждая интерес к родственным связям, показывая радость родственных отношений.
- прослушать аудиозаписей.
- участвовать в сооружении снежных построек на участке.
- поупражнять детей в речевой традиции «Копилка слов»: «зимние слова» (картинки и рисунки детей и родителей соотносятся с прилагательным «зимний», «зимняя» и т.д.), например: зимняя куртка, зимняя картина).
- составить письмо Дедушке Морозу.
- посетить выставку совместных новогодних поделок «Новогодняя фантазия».
- участвовать в  подготовке к Новогодним праздникам (рекомендации по безопасному оформлению детских костюмов).
С детьми 6-7 лет
- выучить стихотворения: А. Пушкин «Зима! крестьянин торжествуя…» В. Кудлачев «Новогодние гости».
- составить стихотворное поздравление для детей и сотрудников детского сада.
- совершить поход в зимний парк: формировать представление о значении двигательной активности в жизни человека.
- подобрать новогодние частушки для конкурса.
- изготовить поделку для участия в конкурсе «Новогодние чудеса».
- подготовиться к развлечению «Чудо-валенки» (украшают родители).
- изготовить атрибуты для кукольного театра  и оформить афишу.
- покататься с детьми на санках, коньках, лыжах.
- побеседовать  о праздновании Нового года в разных уголках планеты.
- сделать кормушки для птиц.
- написать письмо Дедушке Морозу.
- подготовить атрибуты, костюмы к новогоднему спектаклю.
- поучаствовать в  подготовке к Новогодним праздникам (рекомендацию по безопасному оформлению детских костюмов);













Комментариев нет:

Отправить комментарий